среда, 6 июля 2011 г.

Реклама сезонных товаров

Стоит ли рекламироваться? Когда и сколько? Этот вопрос занимает многих рекламодателей. Не претендуя на знание точного ответа, я попытался ответить в ходе дискуссии с коллегами по рекламному цеху. Было это в 2001 году. Эти ответы стали гулять по сети в различных ресурсах о рекламе, вероятно, они представляют практический интерес и сейчас. 10 лет спустя можно лишь немного сократить сроки, т.к. коммуникация стала более динамичной и быстодействующей. Также следует поднять минимальный порог количества контактов (они стали более быстротечными и менее запоминающимися). Измененные части подчеркнуты.



Два принципа, которых я стараюсь придерживаться при ответе на вопрос "Стоит ли рекламироваться?":

1. Если сезонный спрос на товар высок, а у вас есть возможности удовлетворить повышенную потребность без риска, что товара не хватит, логистика не справится, продавцы не умрут от нагрузки и т.д., то обязательно делайте активную рекламу. 

2. Если сейчас "не сезон", но в обозримом будущем намечается рост потребления (сезонный рост или просто прогнозируется рост), то ваша задача "заранее подогреть" потребителя рекламой. В момент возникновения вопроса "Где мне купить?" или "Какой товар предпочесть?" именно ваше место продажи или ваш товар должен быть в числе первых, о которых вспомнит потребитель.

Реклама в межсезонье. Когда начинать и сколько вложить?
Главное условие - у вас должно хватить ресурсов заранее начать кампанию (1 этап), пик кампании вывести непосредственно перед ростом потребления (2 этап), в первые недели (реже - месяцы) высокого потребления поддерживать продажи рекламой (3 этап).

Правила, которым я стараюсь следовать:

1. На 1-й этап пускаете условно 20-30% бюджета, на 2-й этап - 40-50%, 3-й этап - 10-30%.

2. Начало кампании расчитываете примерно так: если сезон длится 3 месяца, то начинаете кампанию за 2-3 месяца до начала роста. Чем раньше начнете - тем в более выигрышном положении окажетесь к началу сезона. Но тем дороже вам это будет стоить. Сколько?

3. "Разогрев" (1-й этап) должен идти по нарастающей. Упор делаете на напоминании о себе (брэнде, товаре, месте продажи и т.п., в зависимости от Вашего конкретного случая).

4. Денег на разогрев должно хватить, чтобы кампания была достаточно заметной, т.е. для малобюджетных кампаний выгоднее сократить длительность 1-го этапа, если денег не хватает хотя бы для 3-5 "попаданий на глаза" потенциальному потребителю в месяц.

5. 2-й этап должен обязательно содержать мотив для посещения покупателем места продажи или совершения покупки (скидку, бонус или иную "завлекалочку").

6. Если рост по какой-то причине не начинается или его реальность вызывает серьезные сомнения, то вместо 2-го этапа лучше тихо "свести на нет" кампанию. Если рост просто отодвигается (например из-за погодных условий, кратковременных событий на рынке), то продолжить 1-й этап еще некоторое время. Продолжить 1-й этап или до начала роста (и прейти к 2-му этапу), или до момента ясности что "карнавала не будет" (и свернуть кампанию до лучших времен).

7. Решения принимать быстро, но никогда не решать "всё отменить с завтрашнего дня". Рекламная кампания всегда должна логично завершаться. "Сворачивание" стоит примерно 10-15% от уже потраченных средств.

8. Длительность 2-го этапа примерно 15-25% от длительности сезона повышенного потребления.

9. Длительность 3-го этапа также примерно 15-25% от длительности сезона.

10. Правило последнее. Никаких правил, подобных вышеописанным, быть не может. :) Есть здравый смысл, логика, знание рынка и потребителей, опыт предыдущих кампаний. Это все не гарантирует 100% результата, но значительно уменьшает риск потерь рекламных вложений.

суббота, 25 июня 2011 г.

О цеховой этике

В который раз я нарушил неписаное правило рекламщиков - не ломать мифы о рекламе. Мифы позволяют продавать свою работу дороже, при этом не неся никакой ответственности за результат. Недавно из газеты "Деловые Ведомости" попросили ответить на несколько вопросов о рекламе. Я ответил и можно только предполагать, сколько это добавило мне недругов среди коллег.


Какие тенденции на рекламном рынке есть сегодня?
Какие виды рекламы и приемы наиболее эффективны именно сегодня (и в будущем)?


Juri Kivit. Если говорить о рекламе с целью увеличения продаж, то наиболее эффективна реклама в местах продажи. Там, где люди принимают решение о покупке.
Если говорить о сложных товарах или продажах на корпоративного клиента, то нет одного эффективного вида рекламы. Важен весь комплекс маркетинга, в т.ч. хороший товар и правильная цена.

Какая реклама сегодня неэффективна и почему? (от какой эффективной, но дорогой рекламы кризис и нехватка денег заставили заказчика отказаться? Какие виды рекламы не работают в сегодняшних условиях?)

Juri Kivit. Нет такой рекламы, которая неэффективна. В зависимости от задач и целевой аудитории может быть использована любая реклама. Кризис убрал с рынка много "дурных" клиентов, которые хотели при помощи рекламы получить быстрый эффект, проще говоря, хотели при помощи рекламы обмануть покупателей. Остались те, кто готов кропотливо работать и, на каком-то этапе, использовать рекламу для увеличения прибыли или стабильности бизнеса.

Какие советы можно дать предприятиям, чтобы они не потратили деньги на рекламу впустую (особенно тем предприятиям, у которых мало средств на рекламу)? Какие есть дешевые и эффективные виды и методы рекламы?

Juri Kivit. Я даю один совет для всех моих клиентов - не тратьте деньги на рекламу, если есть еще что-то, на что их можно потратить (для развития бизнеса, конечно). Реклама - это самая рискованная и самая последняя инвестиция в бизнес. Рекламу надо использовать, когда большинство других способов развития бизнеса уже исчерпано. 

Эффективна ли традиционная реклама и традиционные приемы?
Есть ли у вас данные о том, сколько в среднем стоит и насколько эффективна:
наружная реклама, реклама в печатных изданиях, рассылка рекламных материалов по почте, реклама на ТВ, реклама на радио, реклама на транспорте?


Juri Kivit. Традиционная реклама эффективна если от нее не ожидать чуда. 
Стоимость может варьироваться "от и до". Все зависит от задач.

Эффективна ли нетрадиционная и нестандартная реклама? Есть ли какие-то примеры?
Насколько эффективна и есть ли у вас данные о том, сколько в среднем стоит:
рассылка по емайлу и реклама в интернете, реклама в социальных медиа (facebook, twitter), нестандартные носители для рекламы (Ambient Media), скрытая реклама, вирусный маркетинг и т.д. Предлагают ли подобные услуги у нас в Эстонии?


Juri Kivit. Любая реклама может оказаться эффективной. При нетрадиционных видах эффективность наперед никто не может угадать. При традиционных видах эффективность рекламы достаточно точно прогнозируется. 
Facebook/twitter - абсолютно неэффективный вид рекламы, если речь идет не о кустарной мастерской, а о серьезной фирме.
Как правило, любая нестандартная реклама обходится дороже, чем стандартная. А риск того, что она не сработает гораздо выше.
Предлагаются ли подобные услуги в Эстонии? Да, "покуда есть на свете дураки..."

Как вы оцениваете деятельность сервисов групповых скидок (Cherry, Minuvalik, Deal24 и т.д.) как вид рекламы? Они составляют конкуренцию рекламным агентствам, помогают предприятиям себя дешево прорекламировать, выживут ли после окончания кризиса?

Juri Kivit. Оцениваю хорошо. Там сейчас большой бардак и высокая конкуренция, сервисов слишком много, но через 2 года все "устаканится". Останется 2-3 фирмы, которые займут свою нишу. Эта ниша - в основном реклама мелких предприятий и частных предпринимателей, для которых это может оказаться одним из самых эффективных способов рекламы. Для рекламных агентств они не представляют конкуренции, т.к. у них клиенты совершенно разного калибра. 

Эффективен ли партизанский маркетинг (guerrilla marketing)? Используете ли вы его, считаете ли вообще каким-то отдельным видом маркетинга или это просто очередное новомодное слово?

Juri Kivit. Этот термин используется уже лет 50. Ничего новомодного в нем нет. Любая нестандартная реклама может быть подведена под этот термин. Сколько в мире существует агентств "партизанского маркетинга"? Может я отстал от жизни, но я не знаю ни одного серьезного. Значит и такой вид маркетинга, как отдельное явление, мне серьезно воспринимать сложно. Очередная попытка что-то "втюхать" рекламодателям.

пятница, 27 мая 2011 г.

О пользе конкуренции

Проходил на днях мимо прилавка с сухарями, обратил внимание, что три верхние полки заняты продукцией разных моих клиентов. Как художнику, мне это, конечно, польстило, как на выставке.

Но, по сути, это одинаковые товары. Как маркетологу, мне хочется, чтобы товары отличались не только производителем и упаковкой. И тут наступают суровые будни. Даже просто замена ингредиентов на экологически чистые и придание продукту другой формы (сухарики-кругляшки гораздо приятнее жевать, чем палочки) потребовала от производителя постоянных усилий на протяжени двух-трех лет.

Тем приятнее, что наконец (тьфу-тьфу-тьфу) появятся и в Эстонии круглые сухарики от Balsnack, более полезные для зубов и здоровья. Осталось лишь нарисовать упаковку (на снимке выставочные образцы).

вторник, 17 мая 2011 г.

Бензин, этика и никакой эстетики

Рынок топлива в Эстонии довольно консервативный. Все давно устаканилось, ну может то тут, то там промелькнет бочка левого топлива. А в основном рынок поделен между крупными компаниями.

Столь же консервативна топливная реклама лидеров: то цену на 2 цента скинут, то "честную жидкость" из пробирки понюхают. Тоска! Никто не поддавался на провокации мелких топливных операторов. Но весной 2011 года рынок взорвала рекламная война. Такая "войнушка в песочнице". Сначала Statoil поставил перед АЗС Neste свою рекламу. С намеком, что Neste разыгрывает между клиентами бесплатные заправки, а в Statoil-е с карточкой клиента всегда выгодно.

 

Мелкая шалость, на которую мало кто вообще обратил бы внимание. Но, истосковавшиеся по бюджетам рекламщики тут же предложили Neste ответить несимметрично.

Получилось почти по-хамски:
Прямо пойдешь - кабаносы* и туалет найдешь (а прямо как раз Статойл). А выгодное топливо, типа, здесь.
* (кабаносы - это типа хот-догов, если кто не знал). Я сам этого не знал.

Lukoil - третий оператор в Эстонии. Но, в отличие от Statoil и Neste, которые по мировым меркам являются небольшими компаниями, Lukoil крупный игрок на мировом рынке. И правила корпоративной этики не позволяют серьезным фирмам пользоваться агрессивными рекламными приемами. Никогда я не замечал за Лукойлом никаких спорных с точки зрения этики креативов. Но, поскольку данная перебранка выглядит как веселый, но все же театр абсурда, то Лукойл решил поставить свою точку в споре. Хочется надеятся, что это не станет запятой.


Выгодное топливо и кабаносы

Признаюсь, делая дизайн баннера, я некоторое время раздумывал, не повернуть ли этот кабанос так, чтоб "стоймя стоял назло врагам". Не стал поддаваться искушению. Пусть висит так, как висит. Иногда важно следовать неписанным правилам этики.

среда, 11 мая 2011 г.

Эко-приглашение...

Как должно выглядеть приглашение на презентацию нового эко-продукта? Желательно, чтобы оно дало информацию:
- о меропрятии;
- о товаре;
- о приглашающем.

Для презентации новой серии экологических "хрустиков" мы сделали такое приглашение, чтобы каждый приглашенный ощутил реальный вкус того, что его ожидает.


Приглашение выполнено в виде 3-х этикеток на банке с теми же самыми "хрустиками" (проще, сухими завтраками) и доставлялось каждому приглашенному персонально.

Те, кто не попал на презентацию, могут купить это в магазине. Кстати, очень бюджетно и чертовски полезно.

среда, 20 апреля 2011 г.

Airan, Dietan, Pohmeran...


Одна из самых интересных задач для маркетолога - вывод на рынок нового продукта в новой товарной нише. Лет через 5, когда гриф секретности с разработок будет снят, обязательно напишу как делается брендинг, нейминг, рекламинг и прочий продвигаминг. А пока смотрим видео и поправляем здоровье. Главное, как всегда, иметь хороший продукт.


All videos about Airan >>>

суббота, 12 марта 2011 г.

Самая долгоиграющая пластинка

Сегодня, ровно 11 лет назад была записана реклама, музыка из которой до сих пор периодически слышна в радиоэфире.


EhituseABC - торговая марка, которая появилась на эстонском рынке в 1999 году. В течение нескольких лет агентством Studio of Marketing было сделано для клиента несколько сот работ. Но одной из самых первых была запись радиорекламы, которую было бы не стыдно использовать и через 10 лет. Теперь можно сказать, что это нам удалось.

Слоган фирмы "Лучший выбор - знают все" родился во время написания музыки для этой рекламы. За рулем автомобиля, кстати.


Музыка - Jüri Kivit
Звукорежиссер - Priit Pajusaar
Исполнители:
Ivo Linna (эстонская версия)
Эдуард Томан (русская верия)

четверг, 3 марта 2011 г.

Рекламная мозго... семиотика

Немного о рекламной семиотике. Сегодня меня интервьюировал студент одного из самых серьезных вузов Эстонии. Интервью связано с семиотикой. Студент выбрал некоторые наши рекламы и проанализировал с научной точки зрения. Затем я объяснил почему мы сделали рекламу именно так. Рекламы выбирались те, по которым был известен их результат. Затем мы сравнили результаты анализа. Получилось занимательно.

справка
"СЕМИОТИКА, наука о знаках."
"Учебная дисциплина «Семиотика рекламы» призвана расширить и углубить знания студентов в области, связанной с функционированием рекламы как знакового, социального и эстетического феномена. Осуществляется попытка представить рекламу не только с точки зрения ее знакового своеобразия, но и определить те психологические и социальные законы, которые позволяют рекламе выйти на то важнейшее место в мире, которое она заняла в последние десятилетия."

Рассмотрим изображение для рекламы, например, учебного заведения:
(данный пример никак не связан с работами нашего агентства)

Грамотное объяснение звучало бы так:
"Ярко выраженный фаллический образ одинокого карандаша, стремящегося ввысь на фоне враждебного темного неизвестного мира, в котором лишь слегка проглядываются очертания будущего, символизирует превосходство фиолетового объекта над другими, лежащими рядом. Прямой твердый стакан защищает объект от пагубного влияния лежащих объектов, но мягкие формы, слегка напоминающие сердце, указывают на особую любовь, окружающую объект, фиолетовость и прямота которого семантически указывает на связь с корпоративным стилем школы." 

И еще 3 абзаца в том же духе.
Реальность примерно такова:
Карандаши, как простой образ школы с художественным уклоном были выбраны основным элементом рекламы. Единственный приличный стакан теплого цвета, который стилист нашел в соседнем магазине, был в форме сердечка в разрезе. При установке карандашей в стакан арт-директор (после вчерашней гулянки по случаю выигранного тендера), рассыпал карандаши. Ассистент оператора нервно курил, устанавливая свет. Фотограф сделал пробный кадр. Потом в районе отключилось электричество. Все уехали домой, а утром клиенту был отправлен единственный кадр, якобы выбранный в результате кропотливого отбора.

Примерно то же самое получилось при сравнении результатов анализа наших реклам. Студент объяснял глубокий философский смысл расположения объектов, я соглашался, что "можно трактовать и так", но на самом деле:

- фотография такая, потому, что она была бесплатна, а 2 темных пятна подходили для размещения белых текстов.
- цвет логотипа такой не по причине агрессивной эротичности, а потому, что технологически именно его лучше всего печатать на упаковку.
- цвет фона не характеризует психологический портрет героини рекламы, а просто совпадает с цветом логотипа рекламодателя и мы стремились сохранить эстетику.

Разочаровало то, что некоторые базовые вещи, которыми руководствуются рекламщики на практике (привлечь внимание, заинтриговать, возбудить желание, подтолкнуть к действию) не рассматривались, зато поиск философского камня был очень кропотливый.

Порадовало то, что студент учится не на модного нынче маркетолога, а на экономиста. Для тренировки ума семиотика очень хороша. Когда-нибудь, когда студент-экономист станет директором отдела инноваций в некоей корпорации, он сможет дискутировать с рекламщиками по поводу продвижения нового продукта. Но его уже не станут грузить красивой на слух, но такой бесполезной туфтой. А разговор будет сразу предметным - кто конкуренты, описание ЦГ, сколько стоит дизайн и когда будет готова реклама?

То, что данный человек может добиться многого, я не сомневаюсь. Грамотная речь, логичные объяснения, умение держаться - это хорошие свойства. Если это достигнуто в т.ч. изучением семиотики, то пусть изучают на здоровье. Лишь бы на практике не старались все знания применять.

среда, 2 марта 2011 г.

Что неподвластно рекламе?

Анекдот: Прежде чем начать, подумай, как будешь кончать.

Часто из уст рекламистов можно услышать, что благодаря их усилиям та или иная фирма стала известной или получила дополнительную прибыль. Это может сказать только человек, не понимающий в рекламе НИЧЕГО! Он искренне считает, что реклама, «двигатель торговли», главный инструмент влияния на покупателя. И не хочет признать, что реклама – малое дитё маркетинга.

А что такое маркетинг?
Мне больше нравится следующее определение. Маркетинг – процесс удовлетворения желаний покупателя при помощи товаров и услуг. Или ещё проще, маркетинг – это знание того, что необходимо людям.

Что людям необходимо? 

По Котлеру, есть 9 вещей, за которые люди готовы платить:
1. Товары
2. Услуги
3. Опыт
4. Собственность
5. Географические местности
6. Другие люди
7. Организации
8. Информация
9. Идеи

Люди приобретают для удовлетворения потребностей что-то из этого.



Четыре обязательных условия удовлетворения потребностей
1. наличие товара
2. его цена
3. место продажи 
4. реклама


Эти условия не изменились за последние пару тысяч лет.

Примечание:
1. Товар – то, что людям необходимо, а у Вас есть.
2. Цена – то, чего людям приходится лишаться для получения товара.
3. Место – там, где совершается приобретение товара. (Есть случаи, когда само место может являться товаром, например недвижимость).
4. Реклама – получение максимальной информации о товаре, цене и месте приобретения.


Что из них важнее? За обозримую историю человечества неизменными остались не только эти условия, но и доля каждой части.

Главное – товар, затем следует цена.

Место приобретения играет значительную роль, но, по сравнению с первыми двумя, роль не столь важную. И, наконец, наша любимая РЕКЛАМА.


С момента появления первой печатной рекламы в 1472 году роль рекламы многократно усилилась. Но даже сегодня, по значимости в общем комплексе маркетинга, реклама стоит на последнем месте. За такие слова большинство рекламистов готовы сожрать любого. И уж точно, дальше читать не станут.

Одно из древнейших проявлений всего комплекса маркетинга – это проституция. (Помните? Маркетинг – процесс удовлетворения желаний покупателя при помощи товаров и услуг). Есть товар – тело, цена – иначе это уже не бизнес, место – где совершается «приобретение при свечах» и, наконец, есть реклама – стремление показать красивый (и не очень) товар с наилучшей стороны.

а. "реклама" - как тебе преподносится женщина.
б. "цена" - сколько стоит?
в. "место" - где "это" происходит.
г. "товар" - насколько тебя устраивает эта женщина.



Попробуй расположить в порядке значимости твой товар, глазами твоего клиента:

1.
2.
3.
4.

Теперь посмотрим что у тебя получилось.
Если «товар» оказался не на первом месте, то ты – обычный кролик.
Если «цена» оказалась не на втором месте, то ты, или жадный кролик (цена на первом месте), или султан Омана, что большинству из нас не грозит.
Если «место» выше третьей позиции, то ты вряд ли настоящий мужчина. А эстет, кому главное – где.
Если «реклама» оказалась не на последнем месте, значит тебя всегда можно загипнотизировать, как удав кролика.


Большинство мужчин расставляют приоритеты так: товар, цена, место, реклама.

Вот поэтому, хозяйки популярных борделей расставляли приоритеты так же: товар, цена, место и реклама.

Вот почему, удачливые бизнесмены расставляют приоритеты так же: товар, цена, место и реклама.

Вот поэтому, прежде чем начинать думать о рекламе, надо сначала разобраться с маркетингом. Без этого реклама – пустая трата денег.

вторник, 1 марта 2011 г.

Сколько средств надо вкладывать в рекламу?

Вопрос от коллеги:

Фирме нужно продать N-ое кол-во продукции, какой объем рекламы должен быть?



Это один из основных вопросов, который мучает рекламодателей.

Важное уточнение: ниже рассматривается пример расчета для продажи ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО количества продукции. Если 
средняя статистика продаж в это время составляет 900 пар обуви, а нам требуется продать 1200 пар, то дополнительное количество составит 1200-900=300 пар. Это наш потенциальный дополнительный доход и в первую очередь ради него надо рассчитывать рекламный бюджет.

Ответ см. в комментарии:

понедельник, 28 февраля 2011 г.

Сама честная реклама


Самая честная реклама в Эстонии - политическая.

Ни один товар в рекламе не обещает так много чудес, как политики. Даже товар из TV-Shop-а и то, старается держаться в рамках приличия.

Но ни один бренд, кроме политика, не показывает себя полностью в течение гарантийного срока. В среднем, в Эстонии гарантийный срок на товары в пределах 2-х лет. За это время далеко не все могут понять а хорош ли был выбор?
Выборы (то одни, то другие) проходят тоже аккурат каждые 2 года. Достаточно посмотреть что обещал политик 2 года назад - и все становится яснее ясного. Надо только заглянуть в Интернет.

Товары в магазинах отличаются мало. Одни чуть красивее, другие чуть долговечнее, третьи просто приятно в руках подержать. Зато какая иллюзия выбора! В политике то же самое. Отличий мало.


Но зато, у тебя есть возможность не просто поменять Mercedes на BMW, а выбрать именно то, что тебе сейчас по душе:

- очкарика или без очков
- жирного или подтянутого
- бородатого или лысого
- тупого или еще тупее
- если постараться, то можно даже женщину выбрать
- а если очень - то даже блондинку

К чему я все это? А вот к чему.

Много слышно жалоб, что нет креативной политической рекламы, "достала тупая предвыборная реклама с тупыми рожами, дающими тупые обещания"... добавлю для полноты картины, что "для тупых избирателей". А мне она нравится.

Мне нравится тупая эстонская политическая реклама
Потому, что креатив в рекламе еще никогда ничего не продавал, кроме автора рекламы. Нравится потому, что политики в своих примитивных роликах обещают конкретику, которую можно уже через два года сунуть под нос - "а вот вы обещали, а где?"

Вот бы такую честную рекламу всем товарам!
Попробуй через два года предъявить Bounty отсутствие "райского наслаждения" или Blend-a-med - выпадающие зубы, но зато без кариеса. Тебя никто слушать не будет. А политик будет. Ему же снова надо избираться. Если у Mercedes стуканет мотор, ты скажешь - "бля, не повезло". А деньги-то тю-тю. А за политику ты вроде как и не платишь... Уж кредит перед голосованием точно не берешь.

Если продавцы мороженого ведут борьбу за покупателя на телевизионном экране и с биллбордов, то нормальный человек идет в магазин и читает то, что написано мелко-мелко на упаковке. Из чего оно сделано, какое г...но туда добавлено. Я всегда так делаю. В политике тоже, биллборды и ролики - это для дурачков. Нормальный человек может всегда потратить 60 минут своего времени и прочитать программы основных политических партий. И не надо заполонять эфир, улицы и почтовые ящики креативной но такой бесполезной рекламой.

Я учу своих клиентов продавать лучшее соотношение качества и цены, а не рекламный креатив. У рекламы есть определенная роль, но для успеха бизнеса надо заниматься делом. И в этом, как это не парадоксально, больше всего преуспели именно эстонские политики. Они делают свое дело, с каждым годом все меньше тратя денег на рекламный креатив. А выбор у нас постоянно большой. И рогатый.



вторник, 8 февраля 2011 г.

Аксиома рекламиста №1

Относись к бизнесу клиента, как к своему собственному. Решить рекламные вопросы, не познав основ маркетинга клиента невозможно. В свою очередь, познать маркетинг, не поднимаясь к задачам бизнеса, то же самое, что изучать Камасутру только по книжке.

КЛИЕНТА НАДО ЛЮБИТЬ.

Аксиома рекламиста №2

граффити в контакте ослик иа
Если клиент не представляет идею и цели своего бизнеса (кроме как денег заработать), то ты ему этого не объяснишь. В противном случае ты был бы умнее него и мог бы сам заниматься его бизнесом. Согласись, что клиент, как правило, гораздо опытнее и богаче того, у кого он заказывает рекламу.
ИЗБЕГАЙ работать с заказчиком, у которого тебе нечему научиться, кого считаешь слабее себя. Ты будешь или бесплатно продвигать его бизнес или станешь ”крайним” в случае неудачи.

Аксиома рекламиста №3

Единственное, что в действительности продает агентство своему клиенту - это ДОВЕРИЕ. Все остальное клиент может купить и у других. Отсутствие же доверия делает невозможным создание настоящей рекламы, как средства увеличения прибыли клиента.